На острове Жемчужном в заливе Тоба, на тихоокеанском побережье Японии, среди невысоких сосен стоит скромный памятник «жемчужному королю» Кокити Микимото, которому, как считается, принадлежит идея выращивания плантационного жемчуга. Но мало кому известно, однако, что эту идею выдвинул в прошлом веке профессор Токийского университета К. Мицукури. А простой рыбак К. Микимото в 1890 году заложил первую раковину, надеясь получить искусственный жемчуг.

Поначалу жемчужины вырастали у него землистого цвета с неровной поверхностью. Но после многолетних неустанных трудов в 1915 году он получил настоящий «перл» — гладкий, сияющий шарик, совершенно неотличимый от естественной жемчужины. В Тоба — была построена первая промышленная лаборатория, а в бухте близ города был создан остров, ставший центром производства культивированного жемчуга.

…Бухта Аго обрамлена угрюмыми скалами, мохнатые колченогие крабы смотрятся в зеркало воды — нежно-розовой на рассвете и сиреневой в сумерках. Если взглянуть на бухту с высоты горы Ёкояма, то покажется, будто водная гладь подернута десятками оспинок. Это — плоты геометрически правильных форм, связанные из стеблей бамбука и чуть приподнятые над поверхностью воды поплавками. От бамбуковых перекладин свисают вниз натянутые толстые веревки, к которым прикреплены под водой проволочные каркасы корзин, а в них — рядами уложенные раковины моллюска-жемчужницы.

Для выращивания жемчуга более всего пригодны раковины, которые японцы называют акоягай, а специалисты — морским молотком Мартенса, Сначала женщины-ныряльщицы пальцами, источенными морской солью, собирают их на дне, а затем моллюски-трехлетки «ложатся» на операцию: с помощью маленького никелированного пинцета и иголки с крючком между створками осторожно вводят крошечный кусочек коралла. Операция по своей точности напоминает сборку механизма часов и требует большой — сноровки. После этого раковины помещают в те самые клетушки-корзины, где в заточении под водой моллюски-жемчужницы обволакивают «зародыши» слой за слоем перламутром.

И вот, наконец, минули три года или даже пять лет ожиданий, и раковины достают из воды, раскрывают их створки, и «урожай» сверкающим ручейком весело бежит по столу, покрытому черным бархатом. Жемчужины тщательно сортируются: малейший изъян, недостаточно яркий блеск — и их откладывают в блюдце с малоценными экземплярами. К ювелирам попадают лишь действительно ценные жемчужины, обладающие ровной поверхностью и красивым, благородным блеском. Так в наш век романтическое и полное опасностей ремесло ловцов жемчуга превратилось в современную индустриальную отрасль. Однако трудно отыскать другое, столь же деликатное и «капризное» производство, требующее столь же много кропотливого труда на каждом этапе, прежде чем окруженная мягким бархатистым сиянием бусинка-слеза вспыхнет завораживающим волшебным блеском в нитке жемчуга.

Когда бы знала,что любимый мой Придет ко мне. Везде сяду моем, Покрытом только жалкою травой, Рассыпала бы жемчуг дорогой.

Это поет девушка в старинной японской песне-пятистишии — ведь жемчуг в японской поэзии всегда был символом чистоты и искренности чувств.

Ago

 

Об авторе: putnik

Картинка профиля putnik